в иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности
Практически все современные организации построены по иерархическому принципу. Четкое деление на уровни наблюдается в государственных корпорациях, бизнес-структурах, церковных и армейских подразделениях. В 1968 году философ Лоуренс Питер (Laurence Peter) в своей книге "Принцип Питера" сформулировал одноименный принцип. Его формулировка выглядит так: "В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности".
Логика у Питера следующая. В организациях, построенных по иерархическому принципу, начальство повышает того сотрудника, который лучшим образом проявляет себя на текущей позиции. Руководители разумно полагают, что именно этот работник подходит для решения более сложных задач. В итоге рано или поздно сотрудник оказывается в должности, с обязанностями которой справиться он уже не в состоянии.
Понижение сотрудника до прежнего уровня или его увольнение зачастую сопряжено с многочисленными трудностями, поэтому постепенно большая часть позиций высокого уровня заполняется некомпетентными работниками. От полного коллапса организацию спасают сотрудники, которые еще не достигли своего уровня некомпетентности. Именно они и выполняют основную работу.
Забавно, что на тему принципа Питера были проведены исследования в июле 2009 года в Корнельском университете. Рассмотренные альтернативы (последовательное повышение более и менее успешных сотрудников и случайное повышение) дали более лучшие результататы, чем традиционное повышение сильных сотрудников. Выводы ученых кажутся парадоксальными: далеко не всегда следует продвигать самых успешных коллег.