Кризис и Сисадмины
Мировой финансовый кризис не обошел стороной системных администраторов. Так, более четверти специалистов и бизнесменов признают, что в их компаниях частично или полностью сократили штат техподдержки.
Такие данные были получены социальной сетью Professionali.ru в ходе опроса, проведенного среди 1 тыс. самых активных ее участников, работающих в различных регионах России и представляющих различные сферы бизнеса – от нефтегазовой и металлургической промышленности до медицины и медиаиндустрии.
На вопрос, были ли в компании сокращения системных администраторов, 20,1% опрошенных участников социальной положительно. Почти 7% респондентов сообщили, что у них сократили всех сисадминов. В 67% фирм сокращений пока не было. Среди других ответов можно выделить следующие: «перевели на полставки», «были увольнения с наймом лучших специалистов на те же деньги», «у нас аутсорсинг».
По данным Professionali.ru, передача обслуживания компьютеров, корпоративных ИТ-систем и сетей на аутсорсинг расценивается респондентами как один из реалистичных вариантов экономии на штатных системных администраторах. На вопрос «Нужен ли в штате системный администратор в нынешних кризисных условиях?» более 20% опрошенных ответило «Не нужен вообще, поддержку ИТ нужно отдать на аутсорсинг». 12% считают, что штатный сисадмин в их компаниях просто не нужен, однако 62% уверены в обратном. Также были зафиксированы следующие ответы: «зависит от критичности работ и масштабов бизнеса», «нужен по мере необходимости», «нужен фрилансер или совместитель», «все зависит от уровня специалиста».
В числе главных проблем респонденты назвали низкую компетентность системных администраторов. Так считают 29% опрошенных. По мнению 40% - сисадмины чрезмерно медлительны, 17% считают их невежливыми. Также участники опроса отмечают, что специалистам техподдержки стоит развивать свои коммуникативные навыки, больше интересоваться общими задачами компании, пересмотреть свою «завышенную самооценку». Среди других проблем, на которые указывают опрошенные представители компаний, также можно выделить «лень», «неумение разговаривать не на itишном языке» и «слабое здоровье».
Исследование рынка труда показывает, что профессию инженера технической поддержки выбирают чаще всего молодые мужчины – студенты и выпускники вузов. 92% специалистов – представители сильной половины человечества, 78% – соискатели в возрасте до 30 лет. Диплом об окончании вуза имеют 49% инженеров технической поддержки, незаконченной высшее образование указали в резюме 31% кандидатов. Специфика профессии заставляет специалистов ориентироваться во множестве иностранных технических терминов, поэтому большинство (83%) инженеров технической поддержки владеет английским языком на уровне, достаточном для чтения технической литературы.
В целом по рынку ИТ и телекома, по данным «Финама», средняя реальная зарплата упала примерно на 30%: прежде всего, за счет того, что бонусы сократили вдвое и количество заказов уменьшилось. Фиксированную часть зарплаты либо не трогали, либо сократили относительно несущественно – на 10-15%.
Что же касается вакансий в ИТ и телекоме в целом, то, по данным компании HeadHunter, их количество в феврале 2009 г. снизилось на 32% по сравнению с уровнем августа 2008 г. Впрочем, по сравнению с январем, когда аналогичный показатель составил 36%, ситуация несколько улучшилась. В целом на одну вакансию в ИТ и телекоме, по данным hh.ru, приходится 3,2 резюме.