Почта России - куда движемся?
"В условиях кризиса "Почта России" будет главным коммуникатором власти и населения"
...из интервью Гендиректора "Почты России" Александр Киселев о будущем ФГУПа
— Россвязь утвердила вас и. о. гендиректора, даже не дожидаясь установленного срока. Ваша кандидатура была безальтернативна?
— Заявка на участие в конкурсе поступила только от меня, но чтобы пройти его, нужно было решить очный тест из 52 вопросов и предоставить программу деятельности. Поэтому теоретически я мог его и не выиграть. А практически, будучи в свое время куратором реформирования отрасли почтовой связи, я понимаю детали и представляю, что надо делать, намного лучше, чем в отношении электросвязи перед приходом в "Связьинвест".
— Каким образом вы хотите заниматься ритейлом?
— Я рассматриваю сеть почтовой связи как колоссальную розничную сеть, в которой кроме почтовых, финансовых и логистических услуг можно предлагать товары повседневного спроса. Например, в сельских отделениях почтовой связи лучше всего продаются текстильные и трикотажные изделия (особенно постельное белье). Так, например, в 2008 году от торговли этой категорией товаров "Почта" получила доход в размере почти 276 млн руб. без учета НДС. Сейчас на розницу в целом в структуре доходов предприятия приходится всего порядка 10%.
— Подтверждая участие в конкурсе, вы представили программу развития "Почты", утвержденную еще в 2002 году. Какие ее основные идеи?
— Восстановление так называемой тяжелой почтовой инфраструктуры, создание авиационной составляющей, коммерциализация, развитие экспресс-доставки, агрессивный маркетинг. Общий объем инвестиций до 2012 года, по нашим предварительным подсчетам, может составить 160 млрд руб. В основном это инвестиции в модернизацию логистики и магистрального парка (почтовые вагоны, автотранспорт), строительство автоматизированных сортировочных центров. Сейчас под Москвой достраивается автоматизированный сортировочный центр, его стоимость под ключ составляет примерно €100 млн, аналогичный центр в Санкт-Петербурге обойдется в €55 млн. По нашим планам, которые проходили экспертизу в Минэкономразвития, Минфине и Минтрансе, необходимо создать за пять лет порядка 40 подобных сортировочных центров. Для строительства такой сети необходимо €1,5 млрд, но это позволит существенно ускорить процесс сортировки и обработки. Пока же эти операции осуществляются на 100% вручную.
— Перед вами ставилась задача развивать финансово-банковские услуги?
— Это было поручение президента "Почте России", которое никто не отменял. Отличие "Почты" от финансовых структур и банков в том, что к ней существует очень высокая степень доверия населения. В сельской местности она воспринимается как единственный представитель государства, что дает огромное преимущество в развитии любого вида деятельности. Плюс у нас есть колоссальный опыт оказания финансовых услуг, таких как прием коммунальных платежей, почтовые переводы денежных средств, доставка и выплата пенсий и социальных пособий. При развитии почтово-банковских услуг мы будем делать ставку в основном на работу с широкими слоями населения.
— А по штату "Почты" в целом что можете сказать?
— Строительство центров приведет к сокращению персонала. Сейчас на предприятии работает почти 400 тыс. человек, при этом ротация кадров от 25% в год условно в ЦФО до 70% — в отдаленных северных регионах. Административно-управленческий аппарат при оптимизации структуры сократится на 30% в течение двух—двух с половиной лет. И это не связано с кризисом. Мы брали за основу опыт почтовой реформы Германии, которая на седьмом году развития дала результаты, позволившие ей приобрести такого гиганта, как DHL.
— Участники рынка почтовых услуг отмечают, что доля "Почты" на российском рынке экспресс-доставки не превышает 10%. Вы это направление называете одним из приоритетных. Как собираетесь его развивать? Опыт работы в DHL будет востребован?
— Экспресс-доставка — одно из важнейших направлений. Мы реально начали продвигать EMS в 2002 году, когда рынок фактически был уже поделен четверкой мировых операторов. Наша доля на нем составляет 10%, за три года вполне реально довести ее до 20%. Думаю, это можно сделать за счет работы в более экономичном сегменте. Конечно, применять демпинг в конкурентной борьбе — дурной тон, но когда речь идет о другой ценовой категории, демпингом это назвать нельзя. Например, глобальные операторы предлагают услугу экспресс-доставки за 24 часа, мы можем предложить тариф на 40% ниже, но со сроком доставки 72 часа.
Почту будут штрафовать за нарушение сроков доставки.
— Вы уже говорили, что собираетесь обсуждать идею создания собственного авиакрыла "Почты". В прошлом году "Почта" даже подписала соглашение с "Аэрофлотом". Проект был заморожен? Какие планы на этот счет у вас?
— От авиационной составляющей никуда не деться, но в любом случае нам нужно говорить об альянсе с каким-то авиационным оператором. Отдельную авиакомпанию никто организовывать не собирается. Сейчас соглашение, которое подписано с "Аэрофлотом", подразумевает перевозку регулярными рейсами почтовых отправлений. От него мы отказываться не будем, но нам надо решить вопрос по небольшим самолетам, летающим на расстояния 1-1,5 тыс. км.
Кроме того, мы должны развивать гибридную технологию. Зачем оправлять "живое" письмо, если можно его отправить по электронной почте, а на месте назначения оператор его распечатает, запакует в конверт и доставит получателю. Мы экономим несколько суток. На базе сортировочных центров мы обеспечиваем все необходимое для внедрения этой технологии. Это колоссальный бизнес для "Почты". Для меня очевидно, что "Связьинвест" не будет входить акционером в некую структуру гибридной печати, но он может стать одним из наших клиентов. Рассылка счетов обречена на успех, так как мы сможем предложить для организаций "Связьинвеста" уникальные возможности по доставке и конвертованию, причем по оптимальной цене. Сейчас в холдинге тратят на рассылку счетов значительные деньги, ведь альтернативной технологии пока нет. Мы начнем активно предлагать им наши услуги, как только достроим центры. Даже если не получится договориться с электросвязью, у нас огромный спрос от госкомпаний: например, от Пенсионного фонда, налоговых органов и т. п.
— Обсуждается ли идея ребрендинга Почты?
— В 2006 году Fitch и Interbrand уже разработали нам программу полного ребрендинга. Более 2,5 тыс. объектов из 42 почтовых отделений были реконструированы и начали давать больший оборот. Сейчас эту программу нужно восстанавливать и продвигать. Бюджет стартового этапа, по нашим оценкам, составит порядка 3 млрд руб. на 2009 и 2010 годы. Как только мы реконструируем отделение, обеспечиваем его современными видами связи, ставим платежный терминал и организуем окно почтово-банковского обслуживания, оборот операций такого отделения сразу повышается на 25-30%.
— Президент РФ Дмитрий Медведев предложил штрафовать за задержку с доставкой почты. Как вам такая инициатива?
— Все упирается в отсутствие современной инфраструктуры. Это одна из главных проблем. Повторюсь: для того, чтобы почта ходила быстро, необходима модернизация ее инфраструктуры. Это требует огромных капитальных вложений. Чтобы те же самые судебные повестки для вызова свидетеля из Москвы, скажем, на Камчатку проходили в установленные почтовыми правилами сроки — день приема плюс восемь дней, нужно развивать логистическую систему и транспортный парк "Почты России". Ведь даже при наличии регулярных авиарейсов в отдаленные и труднодоступные регионы страны не всегда есть возможность загрузить на борт необходимое количество почты.